Версия для слабовидящих

logo
print

О проведении районного практического семинара для учителей биологии

9 апреля 2021 года в Камыстинском районе успешно прошел Районный практический семинар «Система подготовки учащихся к предметной олимпиаде по биологии».

В семинаре приняли участие 12 учителей биологии школ района, руководители творческих групп и методисты.

Семинар был посвящен рассмотрению основных вопросов применения олимпиадных заданий по биологии.

Программа семинара включала в себя 3 доклада различной тематики, связанных с актуальными вопросами применения олимпиадных заданий по биологии:

  1. «Рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам» - Салыкбаева Жанара Егизбаевна, учитель биологии Алтынсаринской СШ;
  2. «Работа с одаренными обучающимися» - Куантаров Саги Утешевич, учитель биологии Бестюбинской СШ;
  3. «Практикум по решению олимпиадных заданий» - Усманова Ирина Азаматовна, руководитель творческой группы ассоциации педагогов биологии, учитель биологии Камыстинской СШ №1

 В докладах осветили сложные вопросы по применению олимпиадных заданий, предложили рекомендации по подготовке. Обсуждались основные элементы подготовки обучающихся и подходы к внедрению заданий по биологии с одаренными детьми на уроках и во внеурочной деятельности. 

Семинар завершился сессией вопросов-ответов. Модератором выступила руководитель творческой группы Усманова И.А. 

В ходе работы семинара были организованы с прямой трансляцией выступления докладчиков. При этом участники семинара имели возможность не только слушать выступления докладчиков, но и задавать им вопросы.

 Благодарим всех участников и докладчиков за проявленный интерес и активную работу на семинаре.

 

Рекомендации по подготовке учащихся к олимпиадам

Участие в олимпиадах одно из актуальных направлений при работе с одаренными детьми. Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, и деятельности педагога. Участие в олимпиадном движении для учащихся, очень важно, так как это: способствует их самореализации, расширяет и углубляет знания в определенной предметной области, позволяет определиться с выбором будущей профессии.

Основная цель школьных олимпиад:

  • выявление талантливых ребят,
  • развитие интереса учащихся к изучению предметов,
  • повышение интеллектуального уровня учащихся,
  • создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.

В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к предмету;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках биологии и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся;
  • создавать условия, способствующие возникновению изобретений или открытий.

Этапы работы с одаренными детьми:

I этап - Мониторинг

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить: наблюдение, анализ письменных работ, первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности.

Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, учитель должен научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные материалы и задачи, практические занятия.

II этап - Теоретическая подготовка.

Знакомство с заданиями (Правила оформления. Обзор литературных источников).

Разбор прошлогодних заданий. Консультация. Работа с дополнительной литературой. Составление письменных конспектов. Организация научно-поисковой работы учащихся посредством сети Интернет.

III этап - Практическая подготовка – формирование умений.

Практические занятия по формированию навыков работы со специальным оборудованием (микроскоп, бинокулярная лупа), определения и узнавания видов животных и растений, изготовления микропрепаратов, срезов, препарирования, составления и оформления биологических коллекций и т.д.

Решение задач.

Разбор практических заданий прошлогодних олимпиадных туров.

Участие в заочных, онлайн олимпиадах

IV этап - Самоподготовка.

При подготовке к олимпиаде следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу учащихся. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение.

Основная задача школьного учителя – сформировать у школьников систему знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, образовательными стандартами.

Подготовка к олимпиаде частично может проходить на уроках.

Например, решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач.

При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.

Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.

Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задачшуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.

Творческие и олимпиадные задания, которые можно решать на уроках, встречающиеся на олимпиадах.

1)      Задачи, требующие мобилизации имеющейся в памяти информации;

2)      Вопросы с рисунками и схемами;

3)      Задачи типа «найди ошибку»;

4)      Вопросы на наблюдательность;

5)      Вопросы на перечисление;

6)      Вопросы о функциях;

7)      Упражнения о способах решения задачи;

8)      Задания на сопоставление;

9)      Вопросы на глобальные связи;

10)  Задания, требующие выдвижения гипотез;

11)  Задания-тесты.

Лучших результатов можно достичь в рамках дополнительного образования, обучая ребят, склонных к исследовательской, поисковой деятельности, в кружках, научных клубах, научных обществах учащихся, используя все формы внеурочной и внеклассной работы с детьми.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы.

  • Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.
  • Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
  • Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом - вечера, научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады.

При индивидуальных и групповых занятиях с олимпиадниками выработаны следующие правила:

     - не навязывать учащимся свое понимание вопроса как единственно верное;

     - не оставлять без внимания ни один вопрос учащихся, даже если на него нельзя ответить немедленно;

     - не подменять мыслительную работу учащихся своими разъяснениями трудных вопросов.

Методы работы:

- Лекции, которые отличаются от школьной лекции сложностью материала, обилием специальной терминологии, поэтому при подготовке к лекции используются разные источники.

- Работа со специальной биологической терминологией. Большинство терминов латинского или греческого происхождения, поэтому большое количество времени уделяется на словообразования.

- Разбор олимпиадных заданий всех типов. Если возникают трудности, ученик тут же использует Интернет. Использование такого сервиса дает ученику большую свободу при подготовке к занятиям.

- Важным моментом при подготовке к олимпиаде является участие школьников в конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах. Благодаря этому многие обучающиеся проявляют больший интерес к предмету, т.к. каждый имеет свой результат, который он сравнивает с результатами других, повышается и самооценка и стремление к лучшему, что побуждает самостоятельно добывать знания, узнавать больше нового.

- Задания различного творческого характера позволяют учащимся, используя свои знания, получить и переработать дополнительную информацию, правильно её оформить, преподнести одноклассникам. Таким образом, у учащихся развивается способность аналитически и критически осмысливать нужную информацию.

Роль учителя в подготовке детей к олимпиадам огромна. В первую очередь учитель создает благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после её решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически не стандартно мыслить поможет подрастающему члену общества занять достойное место в этом обществе.

Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаю следующие рекомендации учителям:

  1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.
  2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.
  3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.

Считаю, что хороших результатов в олимпиаде можно достичь, только при условии совместной работы учителя и ученика. Нельзя недооценивать ни того, ни другого. У школьника есть талант, а у учителя – множество способов и методов, как этот талант увидеть и развивать.

В Министерстве образования и науки РК предоставили список бесплатных республиканских и международных олимпиад, конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, конкурсов исполнителей, профессионального мастерства и спортивных соревнований:

  1. Международная олимпиада по биологии (IBO);
  2. Международные соревнования проектов по биологии и экологии (INEPO);
  3. Республиканские конкурсы научных проектов (научных соревнований) по общеобразовательным предметам.
  4. Республиканская общеобразовательная олимпиада по биологии.

https://www.ibo-info.org/en/

https://daryn.kz/blog/events/первый-региональный-этап-xiiі-президен/
https://rcdo.kz/olimp/bio/

https://cdo.kz/

http://i-school.kz/olimpiady/biologiya/17-biologiya.html

https://prosveshenie.kz/onlin-concurs?id_category=1

Разбор республиканской олимпиады по биологии :

https://www.youtube.com/watch?v=NjcJFsa2p58

https://www.youtube.com/watch?v=N6I8xp0dJ0I

https://www.youtube.com/channel/UCt38TtUoYwI6Le3SIFF0dMg/videos

 

 

 

 


Количество посещений: 790

Наверх