19.11.2018-ғы № 12048 шығыс хаты 19.11.2018-ғы № 9423 кіріс хаты |
Приложение к приказу
Министра образования и науки Республики Казахстан
от 29 сентября 2018 года №522
Программа
нравственно-духовного образования «Самопознание»
Глава 1. Общие положения
- Настоящая Программа нравственно-духовного образования «Самопознание» (далее–Программа) разработана в соответствии подпунктом 6-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяет цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающегося.
- В настоящей Программе применяется следующий термин:
Программа нравственно-духовного образования "Самопознание" – программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся.
Глава 2. Цель функционирования системы воспитания и обучения
- Целью функционирования системы воспитания и обучения является гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся через:
1) актуализацию ценностного потенциала содержания образовательных областей;
2) усиление нравственно-духовного аспекта содержания дополнительного образования и внеучебной деятельности;
3) активизацию взаимодействия организаций образований с общественными организациями, творческими союзами по вопросам нравственно-духовного развития личности.
- Программа применяется дошкольными организациями, организациями среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), организациями технического и профессионального образования, организациями высшего образования.
Глава 3. Содержание системы воспитания и обучения
- Гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека обеспечивается через содержание взаимосвязанных компонентов системы обучения и воспитания:
1) учебно-воспитательный процесс;
2) дополнительное образование;
3) сотрудничество с семьей, с законными представителями обучающихся;
4) взаимодействие с общественными организациями в области образования, творческими союзами.
- Содержание системы воспитания и обучения (далее – Содержание), обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека основывается на:
- принципе гуманистической направленности – осуществление деятельности организации образования на основе гуманистических идей и общечеловеческих ценностей;
- принципе национального наследия – познание общечеловеческих ценностей через призму национальной культуры;
- принципе социального взаимодействия – консолидация общественных институтов с целью нравственно-духовного образования обучающихся;
- принципе природосообразности – учет возрастных и индивидуальных
особенностей личности, состояния физического и психического
здоровья.
- Содержание строится на основе интегрированного знания о человеке, позволяющего обучающемуся познать себя, других людей, окружающий мир и духовный опыт человечества для понимания своего предназначения, определения своей социальной роли в семье, коллективе, обществе.
- Содержание направлено на формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
1) навыки самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;
2) готовность к нравственному выбору на основе общечеловеческих ценностей и способность действовать на его основе в различных жизненных ситуациях;
3) готовность проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм, навыки служения обществу;
4) умение выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, работать в команде;
5) навыки здорового образа жизни.
Глава 4. Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения
- Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающие гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся, определяют практико-ориентированные условия обучения:
1) интеграция общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий;
2) системное развитие у обучающихся навыков самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;
3) использование социально направленной проектной деятельности как необходимого условия организации внеучебной деятельности;
4) активизация участия родителей в учебно-воспитательном процессе, нравственно-духовное просвещение родительской общественности;
5) сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, социальными институтами в целях нравственно-духовного развития личности.
- Программа основана на:
1) 100% обеспеченности организаций образования научно-методической литературой по интеграции ценностного потенциала нравственно-духовного образования «Самопознание» в образовательные области;
2) 100% охвате обучающихся общественно полезной деятельностью, дополнительным образованием;
3) 100% охвате повышением квалификации по нравственно-духовному образованию «Самопознание» педагогов организаций дошкольного воспитания и обучения, начального образования, основного среднего образования, среднего образования (общего среднего образования, технического и профессионального образования), высшего образования.